8 ноября 2009 г.

Очередью... Огонь!

Серийная съемка... В былые (плёночные) времена такой возможностью обладали только профессиональные камеры, снабженные моторными приводами (ее до сих пор иногда обозначают Drive Mode — моторный режим). Сейчас она есть во многих компактах, а о зеркалках нечего и говорить.
Что это за функция, зачем она нужна и как ей правильно воспользоваться?

Включив камеру в режим серийной съемки, мы при нажатии на кнопку спуска получим не один кадр, а целую их серию. Причем с короткими (иногда, чрезвычайно короткими) интервалами между ними. Это нужно при съемке быстро меняющихся событий. В первую очередь — для этого режим и создавался — когда трудно предугадать наиболее эффектный момент. Например, во время спортивных состязаний.

Животные, дети — тоже подходящие объекты для серийной съемки.

Тут, правда, причина чуть-чуть другая. Просчитать развитие ситуации сравнительно легко. Но вот техника... Для цифровых камер (в большей степени это касается компактов — из-за принципа работы автофокуса) характерна заметная задержка между нажатием кнопки спуска и срабатыванием затвора (как говорят, «временной лаг»). За это время сюжет успевает «уйти». Угадать задержку довольно сложно (хотя, вероятно, при достаточной тренировке и возможно), а вот начать серию за секунду-другую до «момента икс» куда более реально.

Поняв, зачем нам нужна (и нужна ли) серийная съемка, внимательно прочтем инструкцию к фотоаппарату. Дело в том, что режим этот может работать по-разному. Возможно, в вашей камере даже есть несколько разных вариантов серии. Самый очевидный — съемка идет всё время, пока нажата кнопка спуска (и есть место на карте). Из-за недостаточного быстродействия флеш-карт сохранять снимки при этом удается только в JPEG, нередко еще и с уменьшенным разрешением. Однако, бывают случаи, когда это — единственная возможность добиться нужных снимков (например, во время научных экспериментов).

При съемке в Raw (а у многих камер, и в Jpeg) максимальное число кадров в серии ограничено. Мой Olympus E-520 «отстреливает» до 8 кадров, а потом некоторое время вдумчиво моргает индикатором записи. Справедливости ради, в реальных условиях я в этот предел упирался всего пару раз — и то, что называется, забыв вовремя отпустить кнопку.

Наконец, существует еще один вариант: съемка идет, пока нажата кнопка, но на карту записывается только несколько (например, три) последних кадра. На первый взгляд, какая-то странная идея. Нет. Оказывается, всё очень даже разумно.

В ожидании эффектного момента мы начинаем съемку. Но произойдет ли он через одну секунду, десять или же через минуту — кто знает. Раз запись пока не идет, ждать можно столько, сколько потребуется. Но вот он, уникальный кадр!— отпускаем кнопку, и снимки, сделанные в последние одну-две секунды сбрасываются на карту. Даже при не слишком хорошей реакции нужный там будет. При этом запись не займет много времени — кадров-то мало — и можно вновь продолжать съемку. А еще и суммарный расход места получается не такой большой, как при сохранении всей серии.

У меня такого режима нет, так что приходится в большей степени полагаться на интуицию. Вот реальный пример. Здесь четыре последовательных кадра из шестикадровой серии.

 

Обратите внимание: первые два я выбросил сразу, так что если бы аппарат умел сохранять только «хвост» серии, вышло бы не хуже. С другой стороны, и до предельных восьми кадров дело не дошло.

Итак, «отстреляв» несколько подобных серий, возвращаемся домой и уже здесь, в спокойной обстановке, на большом экране, начинаем выбирать наиболее удачные моменты. В данном случае, мне больше всего понравился предпоследний снимок. Вот его уже обрабатываем, слегка корректируем, кадрируем... И получаем в итоге вот такую фотографию.

Важно помнить: при серийной съемке камера фиксирует экспопараметры и фокусировку перед первым кадром. В течение всей серии эти настройки уже не изменяются. То есть приближающийся или удаляющийся объект вполне может выйти из зоны резкости. Это еще более усугубляется тем, что для «замораживания» движения приходится выбирать короткие выдержки, а следовательно, открывать диафрагму — уменьшая этим глубину резкости.

PS. Мне приходилось сталкиваться с рекомендациями использовать серийную съемку с не совсем обычной целью: для уменьшения «смазывания». Вроде бы, если снимать сериями по три кадра, четкость первого и последнего будет снижена из-за смещения камеры при нажатии/отпускании кнопки спуска, зато второй получится намного лучше. Пробовал. Разницы не заметил. Если выдержка такая, что стабилизатор может погасить вибрации, все три кадра четкие. Если он уже не справляется — все смазаны. Хотя не исключаю, что кому-то в некоторых ситуациях этот трюк может помочь.


В заголовке статьи использован снимок Kriss Szkurlatowski.


Освоить Adobe Photoshop и преуспеть в web-дизайне теперь может каждый! И для этого вам не нужно посещать дорогие курсы, или часами бродить по сайтам в поиске подходящего урока. Видео комплекс «Фотошоп Революция» поможет изучить Фотошоп как новичку в web-дизайне, так и опытному пользователю, желающему многократно расширить свои возможности!

24 урока. 13 часов видео. Три DVD. Это — «Фотошоп Революция».


1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Спасибо, дождался я заветной статьи. как всегда всё объяснено просто и понятно. И примеры снимков удачные.Теперь обязательно что-нибудь попробую поснимать "очередью".

Спасибо и удачи!
Валерий.

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!