13 июня 2010 г.

Опыты с широкоугольником - 2

Продолжим экспериментировать с широкоугольным объективом. В прошлый раз мы наблюдали возникающие искажения и учились делать их менее заметными. Но всегда ли это можно сделать? А всегда ли нужно?

Если коротко, на оба вопроса правильный ответ — «Нет».

Когда используем объектив с ЭФР существенно меньше нормального (и это подтвердил наш первый опыт), искажения практически незаметны у объектов, расположенных около осей кадра. Но чем ближе к углам, тем сильней деформации. Кроме того, стоит отклонить камеру вверх или вниз, и вертикальные линии становятся сходящимися. Прямоугольный фасад здания превращается в ярко выраженную трапецию.

Конечно, во многих современных графических редакторах есть инструмент коррекции геометрических искажений. Снимок, сделанный нормальным или длиннофокусным объективом, в большинстве случаев можно довольно успешно исправить.

Но широкоугольник — вы ведь помните? — имеет свойство «усиливать» перспективу. Для ее коррекции необходима значительная деформация исходной картинки. Для растрового компьютерного изображения любые растяжения-сжатия — неизбежная потеря качества. Снимок теряет детализацию, становится «замыленным», нечетким. Мало того. Исправляя одни геометрические искажения, мы добавляем другие. Вот как на этой иллюстрации (слева фрагмент исходного кадра, снятого с ЭФР 18 мм; справа — после коррекции перспективных искажений).

Итак, во многих съемочных ситуациях геометрические искажения неизбежны.

Вообще говоря, это справедливо именно для любительской фотографии. При профессиональной архитектурной съемке используются специальные объективы, выполняющие оптическую коррекцию перспективных искажений еще в процессе съемки.

Но тогда задумаемся над вторым вопросом. Нужно ли стремиться избавиться от искажений?

Ответ однозначен только в том случае, если речь идет о технической съемке. Ведь тогда цель — максимально точно воспроизвести на фотографии заданный объект.

Мы же хотим создать художественный образ, передать впечатление от необычного здания или эффектного пейзажа. Зачем же гнаться за геометрической точностью?

Да и вообще, в жизни человек сплошь и рядом смотрит на те же архитектурные сооружения снизу вверх. Посмотрите!— Те же самые перспективно сходящиеся линии. Да, не настолько явно, как на снимке широкоугольником. Но разве плохо, если будет подчеркнута стройность, к примеру, собора, его устремленность ввысь?..

А искажения второстепенных элементов кадра зачастую вообще не имеют значения. Вот как, например, дерево на этом снимке.

И не забываем правило: небольшое искажение — это дефект, сильное — художественный прием.

Почему бы не подойти поближе и не «поиграть» с гипертрофированной перспективой, подбирая необычный ракурс? По-моему, неплохая тема для «лабораторной работы» (И заняться этим полезно даже тем, у кого нет широкоугольника. Штатный объектив вовсе не обязывает делать исключительно стандартные «правильные» снимки).


Летние скидки!

Только до 20 июня скидка до 30% на каждую вторую фотокнигу, заказанную в PrintBook.

Выделяйтесь, будьте оригинальными! Заказывайте фотофутболку с любимыми фотографиями! Только до 20 июня комплект из 3 футболок любого размера и с любым изображением всего за 999 рублей!

И еще. Суперцена на фотомагниты — 3 штуки за 299 рублей. Но тоже — до 20 июня.


3 комментария:

igorkiy комментирует...

Очень интересная стаья, спасибо.

radiohobby комментирует...

Спасибо

mihasya комментирует...

Спасибо за статью. Широкоугольный объектив я еще не пробовал, но все время хотелось. Сейчас занимаюсь сайтом любительской фотографии Фотография Запорожья. Надеюсь что возьмусь за широкоугольный и опробую ваши советы :)

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!